Неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» в МБДОУ № 20 "Капитошка"

 Недели инклюзивного образования
«Разные возможности – равные права»
Одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей и детей толерантности. В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии….». В статье признано, что «толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства»

Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения, а с другой - специалистами и педагогами.
Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.

Цель проведения: формирование у детей дошкольного возраста толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- повышение педагогической компетентности педагогов, организующих образовательную работу с детьми, готовности педагогов к принятию идей инклюзивного образования, пони­манию его задач, способности реализовать в своей деятельности основные принци­пы инклюзии.
 - сформировать позитивное отношение у родителей к инклюзивному образованию.
- воспитание толерантного отношения у детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, в группах ДОУ были проведены занятия по толерантному отношению к людям с ограниченными физическими возможностями: «Только добротой сердец», «Если добрый ты»; беседа: "Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями»; проведена консультация  для родителей «Толерантное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями». В мероприятиях приняли участие все воспитанники ДОУ.

          В ходе недели были организованны мероприятия с педагогами, детьми всех возрастов, которые носили практический характер. Учителем - логопедом был разработан план мероприятий в рамках Недели инклюзии, подготовлен и проведен круглый стол с педагогами по теме ««Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении». В ходе круглого стола поднимались вопросы о путях формирования уважительного отношения к человеческому достоинству, уверенности в собственных возможностях и способностях, способствующих возрастному и индивидуальному развитию, поддержке детской инициативы и самостоятельности. Так же сделан акцент на принципах инклюзивного образования, которые предполагают выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка.
       С детьми разного возраста проводились беседы, тематические занятия, главной целью которых было показать детям, что все дети разные.  Есть дети разные по внешнему виду (светловолосые и темноволосые, голубоглазые и кареглазые, в очках и без очков). Есть дети здоровые и больные (плохо видят, не умеют ходить, плохо разговаривают). Воспитатели рассказывали детям о детях - инвалидах, которые живут рядом с нами (в детском саду, во дворе, мы их


          Были прочитаны серии сказок и рассказов детям о добре и зле, был проведён анализ поведения героев, проигрывались ситуации. Дети выясняли, что такое добро, рассказывали, какие они добрые поступки совершили.  
         В рамках недели была организована выставка «Подарок другу своими руками».  В подготовительной группе проведена акция ««Подарок от чистого сердца»». Дети подготовительного возраста подарили детям коррекционной группы самодельных игрушки из бумаги.
Оформлен стенд специалистами ДОУ для родителей «Неделя инклюзии в Условиях ДОУ». Распространялись памятки «Каждый ребёнок особенный. Все дети равные», «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми», «Формирование инклюзивной культуры»
В групповых родительских уголках ДОУ размещены консультации на темы: «Инклюзивное образование в условиях ДОУ», «Если в вашей семье ребёнок с ограниченными возможностями», папки-передвижки с целью информирования родителей о проблемах и правах детей – инвалидов.